Плата за инновации

Алексей Торба

Производители стройматериалов вынуждены повышать стоимость своей продукции


30 марта в Москве на площадке МВЦ «Крокус Экспо» открылась 26-я международная выставка строительных и отделочных материалов MosBuild. Окончательные выводы о трендах и перспективах рынка стройматериалов можно будет сделать только после ее закрытия 2 апреля, но уже по итогам первого дня работы стало ясно, что возросший спрос на загородное жилье, ставшее особенно желанным в период карантина, изменил вектор развития многих предприятий стройиндустрии.

Одним из примеров успешной переориентации на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) может служить швейцарская компания Condair — крупнейший производитель увлажнителей и охлаждающих испарителей. По словам генерального директор Condair Russia Ирины Бернштейн, в 2020 году объем продаж компании вырос вдвое. Причем за счет не только офисов, медучреждений и фармацевтических и пищевых предприятий, традиционно являющихся потребителями приборов, регулирующих влажность и температуру воздуха, но и новых потребителей — владельцев загородного жилья. До недавнего времени им было невозможно найти подходящий увлажнитель, поскольку существующее оборудование по большей части работает шумно и неэкономично. И вот в прошлом году наконец-то было найдено техническое решение испарителей для частного сектора, которое стало сенсацией. Новая технология увлажнения воздуха для квартир и домов с бесшумными, гигиеничными, экономичными и незаметными в интерьере модулями распыления обеспечивает необходимый уровень влажности во всех помещениях дома, позволяя тем самым снизить распространение в воздухе вирусов, уменьшить количество аллергенов.

Однако как перед швейцарскими, так и перед всеми другими компаниями, откликнувшимися инновациями на повышенный спрос со стороны сегмента ИЖС, сейчас остро стоит вопрос о необходимости повышения цены на свою продукцию. Резкий рост стоимости сырья стал на выставке одной из самых обсуждаемых тем. Так, директор направления «Оконные технологии и светопрозрачные конструкции» по Восточной Европе ООО «Рехау» Павел Иваненко сообщил, что стремительный рост цен на ПВХ заставил предприятие повысить цены на свою продукцию и в прошлом, и в нынешнем году. Это неизбежно отразится на стоимости оконных конструкций и, в конечном счете, на росте стоимости нового жилья. Если раньше в России строители потребляли лишь около 20% продукции оконного направления REHAU, основная доля которой использовалась для замены старых окон частных заказчиков, то теперь на стройку приходится до 50% окон REHAU, из которых примерно 20% составляет ИЖС. Безудержный рост цен на сырье заставил и ООО «Ондулин» в этом году впервые за 10 лет повысить цену на выпускаемые кровельные материалы больше, чем на процент инфляции. По словам генерального директора этого предприятия Андрея Нежкина, цены на сырье, необходимое для производства, выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Смогут ли платить покупатели строящегося частного жилья за кровлю из подорожавшего сырья — большой вопрос. Пока что производители стройматериалов для ИЖС настроены оптимистично. По их мнению, этот рынок не будет расти так же быстро, как в прошлом году, но и не сожмется.

Справочно:

В этом году о своем участии в MosBuild заявили свыше 150 поставщиков стройматериалов, фасадов, окон, кровли и инструмента, более 80 производителей и дистрибьюторов сантехники, оборудования для водоснабжения и более 200 поставщиков обоев, керамической плитки, краски и напольных покрытий. Международный статус выставки подтвержден участием 110 иностранных компаний из 22 стран.

Источник