Коммунальная дилемма

Рост тарифов ЖКХ отстает от темпов инфляции, но не способствует модернизации отрасли


Согласно данным Росстата, в 2020 году жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) подорожали в среднем по России всего на 3,55%, что стало минимумом за последние 19 лет. При этом прошлогодний рост стоимости ЖКУ в целом по стране оказался еще и ниже уровня годовой инфляции, составившей 4,91%. Такое «отставание» вписывается в многолетний тренд на падение темпов роста стоимости тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), что во многом связано с усилиями правительства по наведению тарифного порядка в отрасли. В то же время далеко не все потребители смогли в минувшем году ощутить в полной мере результаты такой политики, так как темпы роста цен на ЖКУ весьма существенно разнятся в субъектах.

В частности, как отмечают аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в 15 регионах — или почти в пятой части субъектов РФ — рост тарифов ЖКХ все же опередил инфляцию. Лидером по удорожанию «коммуналки» стала Республика Коми, где тарифы ЖКХ сразу втрое (на 16,2%) обогнали инфляцию. В ТОП-10 также вошли Воронежская область (7,8%), Забайкальский край (7,1%), Кемеровская область (6,7%), Удмуртия (6,6%), Тыва (5,8%), Архангельская (5,4%) и Амурская области (5,1%), Якутия и Белгородская область (по 5%). Вместе с тем, в Москве, к примеру, цены на ЖКХ, напротив, выросли меньше, чем даже в среднем по стране — всего на 3%. А в Санкт-Петербурге «ЖКУ-прибавка» в 4,6% не дотянула до инфляции.

Сводный индекс цен на ЖКХ рассчитывается как агрегированный показатель, формируемый из индексов цен на отдельные жилищные и коммунальные услуги. Каждая из таких услуг имеет свой вес при расчете общей ценовой динамики, поэтому в ряде регионов за ценовые скачки «отвечал» взрывной рост стоимости отдельных услуг и ресурсов. В той же Коми, где цены в 3,3 раза обогнали инфляцию и в 4,6 раза — среднероссийскую динамику цен на ЖКУ, это произошло из-за трехкратного роста платы за капитальный ремонт (с 2,62 до 7,85 руб. за квадратный метр). Столь сильное однократное повышение при всей его социальной сомнительности имело под собой банальную экономическую мотивацию — при принятии данного решения власти обосновали необходимость увеличить взносы слишком низким уровнем прежних тарифов на капремонт, что не позволяло полноценно реализовывать региональную программу. В то же время непосредственно группа коммунальных услуг в платежках жителей республики (свет, вода, тепло и т. д.) подорожала всего на 4,17%, что также оказалось ниже уровня инфляции.

Конечно, на общероссийское замедление роста стоимости «коммуналки» повлияло и то, что из-за эпидемии коронавируса некоторые регионы приняли решение не повышать цены на отдельные услуги ЖКХ, а часть субъектов приостановила сбор взносов на капремонт. Несмотря на это, тема оплаты ЖКУ все же стала еще более злободневной в пандемию, так как за этот период доходы населения ощутимо снизились. По словам президента FinExpertiza Елены Трубниковой, ЖКУ для значительной части россиян продолжают оставаться обременительной статьей расходов: трудности с оплатой коммуналки имеют более 5% домохозяйств, а среди неполных и многодетных семей — свыше 10%. К тому же, с января 2021 года мораторий на взимание штрафов и пеней за неуплату услуг ЖКХ был прекращен, и многие граждане уже начали получать квитанции с существенно выросшими цифрами. «В зависимости от региона, а иногда даже в границах одного города, размер платы за ЖКУ может существенно разниться, и некоторые жители видят за этим не объективные экономические причины, а интересы коммунальщиков и ресурсоснабжающих организаций», — отмечает эксперт.

Вместе с тем, если рассматривать ситуацию в долговременной ретроспективе, то за последнее двадцатилетие оплата ЖКХ не стала существенно более обременительной для населения. Например, в 1999 году доля расходов на эти цели в бюджетах российских семей не превышала 8%, а к 2019 году увеличилась всего до 9,6%. При этом надо учитывать, что за эти годы миллионы семей улучшили свои жилищные условия. Так, по статистике Росстата, средняя обеспеченность одного россиянина жилплощадью выросла с 19,1 «квадрата» в 1999 году до 26,3 в конце 2019 года, то есть почти на 38%. «Именно поэтому одним из катализаторов повышения цен за ЖКУ и является улучшение жилищных условий», — считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко.

Однако ключевое несоответствие, по мнению эксперта, заключается в том, что, с одной стороны, замедление роста тарифов не особенно замечается значительной частью населения, а с другой — темпы их увеличения не позволяют «ресурсникам» вкладывать достаточно средств в модернизацию сектора. В наступившем году руководству регионов придется решать проблему коммунальных цен, так как вопрос снижения финансовой «ЖКХ-нагрузки» на население является одним из основных в повестке дня на федеральном уровне. Но нельзя забывать и об интересах коммунального бизнеса. По мнению Олега Чередниченко, золотую середину по решению этой дилеммы нужно искать на пути сочетания разных мер. Одним из ключевых драйверов роста в ЖКХ — как и в большинстве отраслей — может и должна стать цифровизация, суть которой сводится к оптимизации затрат поставщиков услуг за счет снижения себестоимости и повышения прозрачности в коммунальной отрасли.

Цитата в тему:


Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова:

«Сейчас по ряду составляющих в квартплату добросовестных плательщиков может распределяться неоплачиваемая недобросовестными жителями часть финансовой нагрузки. Если же полноценно внедрять и использовать в ЖКХ различные цифровые платформы, то риск включения в счет платежей за неплательщиков будет сведен к нулю или минимизирован. И за счет этого вероятность роста тарифов ЖКХ в текущем и последующем годах на уровне ниже инфляции становится выше»

Источник