Входъ открыт

Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы/АГН «Москва»

Знаменитому столичному кинотеатру вернули исторический облик


В Москве завершилась комплексная реставрация кинотеатра «Художественный», являющегося объектом культурного наследия регионального значения. Это было первое в городе здание, предназначенное и оборудованное специально для показа кинофильмов, более ста лет назад его строительство заказал московский предприниматель Роберт Альберт Брокша. Автором проекта стал архитектор Николай Благовещенский. 10 ноября 1909 года кинотеатр, носивший тогда название «Художественный электро-театр», открылся показом драмы «Жоржетта». Зрительный зал был рассчитан на 400 мест, а украшением фойе стал светящийся фонтан. Спустя четыре года после открытия кинотеатр был приобретен продюсером и режиссером Александром Ханжонковым. «Художественный электро-театр» был настолько популярен среди горожан, что скоро перестал справляться с наплывом посетителей. Именно поэтому в 1912-1913-х годах здание перестроили по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля.

За долгие годы здание обветшало, и в 2010 году его включили в план реконструкции. Стоимость работ Мосгорэкспертиза оценила в 600 млн рублей. Однако работы в установленные сроки не начались, и кинотеатр закрылся только в 2014 году. В декабре 2016-го «Художественный» был передан в аренду компании бизнесмена Александра Мамута АО «Пионер», но из-за финансовых вопросов начало работ было отложено еще на два года. Проблемы с финансированием были решены только в 2019 году, когда к проекту реставрации кинотеатра подключился Сбербанк, который вложил в проект более миллиарда рублей и привлек своего подрядчика. В октябре 2020 года стало известно, что банк выкупил «Художественный» у Александра Мамута вместе с некоторыми другими активами.

Реставрации предшествовали масштабные исследовательские работы. Специалисты изучили архивы, чтобы понять, каким изначально задумывался кинотеатр. Затем были проведены тщательные обмеры. «Именно эти данные легли в основу проекта реставрации», — рассказал один из научных руководителей и главный инженер проекта Денис Писарев.

Работы на объекте начались осенью 2019 года. Все сохранившиеся детали мастера бережно привели в порядок, а недостающие воссоздали по архивным материалам. Так, в ходе работ удалось сохранить доломитовую лестницу в северной части здания. Также сохранилось историческое ограждение, его очистили, разобрали и вернули все утраченные детали. А вот деревянный поручен был утрачен, и реставраторам пришлось восстанавливать его по аналогу из дома-мастерской Шехтеля на Большой Садовой улице. Большая работа потребовалась для воссоздания зрительного зала. Когда сняли все поздние обшивки, выяснилось, что сохранилась только одна капитель. По ее образцу воссоздали все недостающие капители для пилястр. Помимо этого, вернули исторический облик двум панно «Битва кентавров с лапифами».

Много сил было потрачено и на реставрацию фасадов. Например, на западной стене обнаружили терразитовое покрытие, было принято решение его восстановить. На главном фасаде скульпторы воссоздали барельефы, которые были утрачены в 50-е годы ХХ века. Кроме того, были воссозданы исторические надписи: «Художественный электро-театръ» в верхней части фасада, и «Входъ» и «Выходъ» — над парадными дверьми. Сохранились образцы оконной столярки, по ним удалось сделать новые окна с исторической расстекловкой. Также воссозданы латунные запорные механизмы, ручки, петли.

«Важно, что реставраторам удалось сохранить большой объем исторических деталей памятника, — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — А то, что было утеряно, специалисты кропотливо воссоздавали в мастерских. Теперь зданием кинотеатра вновь могут любоваться горожане».

Кроме того:

В 1921 году «Художественный» стал первым кинотеатром ГосКино. В 1926 году в нем состоялась премьера кинофильма «Броненосец Потемкин», в 1931 году — первой звуковой картины «Путевка в жизнь» и в 1936 году — первого цветного кинофильма «Груня Корнакова». В 1935 году в кинотеатре было 946 мест, в специальном зале каждые 45 минут демонстрировались кинохроники, а летом в саду при театре проходили концерты. Экран был изготовлен из специальной пластмассы, показ сопровождался стереозвуком. Показ немых кинофильмов продолжался и сопровождался выступлением оркестра

Источник