Объем незавершенного строительства в России не сократить без законодательных изменений

По данным Счетной палаты (СП) РФ, к 2020 году в стране насчитывалось 63,9 тыс. объектов незавершенного строительства (ОНС), в которые было вложено свыше 3,9 трлн бюджетных рублей. В конце прошлого года правительство РФ приступило к формированию комплекса мер, направленных на уменьшение текущего объема незавершенного строительства. Одновременно с этим на всех уровнях ведется работа по недопущению увеличения количества ОНС. По мнению представителей местных органов власти, профессиональных и экспертных сообществ, одной из ключевых проблем, существенно мешающих решению этих задач, является несовершенное нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Как показывает практика, оно не обеспечивает необходимые условия и действенные инструменты для эффективного сокращения объема и количества ОНС.

На призыв правительства к регионам принять участие в работе по выработке необходимых изменений законодательства первым откликнулся мэр Москвы Сергей Собянин. В своем письме на имя председателя правительства РФ Михаила Мишустина он предлагает, в первую очередь, определить и ввести понятие «долгостроя» и критерии отнесения объектов к таковому. Далее, по его мнению, необходимо установить упрощенный порядок завершения строительства ОНС, который должен предусматривать возможность внесения изменений в разрешение на строительство, срок действия которого истек. Настаивает столичный градоначальник и на проведении экспертизы проектной документации, подготовленной в отношении ОНС, или внесении изменений в нее в соответствии с техническими нормами и правилами, действовавшими на момент получения последнего положительного заключения экспертизы, выданного на проектную документацию объекта, признанного ОНС. Помимо этого, Собянин предлагает упростить порядок ввода ОНС в эксплуатацию путем внесения изменений в законодательство о кадастровом учете и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства. Отдельно в письме отмечается необходимость повышения ответственности исполнителей по госконтрактам.

В свою очередь, профессиональное сообщество обеспокоено проблемой ежегодного прироста количества ОНС в России, но, в отличие от властей, эксперты смотрят на эту ситуацию с двух сторон. Первая — это риски достижения национальных целей и реализации национальных проектов. Вторая — это защита интересов подрядных организаций, которые становятся исполнителями государственных (муниципальных) контрактов, а впоследствии сталкиваются с такими проблемами, как некачественная проектная документация или задержка необходимого финансирования.

По первому блоку вопросов Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), к примеру, уже направило в Минстрой России ряд дополнительных предложений по необходимой корректировке законодательства, среди которых установление специального правового механизма завершения строительства ОНС. При этом НОСТРОЙ предлагает уточнить понятие «объект незавершенного строительства», используемое в Гражданском кодексе (ГК) РФ, распространив его только на строящиеся объекты, которые прошли процедуру консервации (если это требуется в соответствии с ГК РФ), кадастровый учет и в отношении которых в Едином госреестре недвижимости (ЕГРН) зарегистрировано право собственности. По ОНС, имеющим высокую степень строительной готовности, профсообществом предложено применять требования к застройке, установленные генпланом, «Правилами землепользования и застройки» (ПЗЗ), документацией по планировке территории. Среди предложений НОСТРОЙ и закрепление обязанности уполномоченных органов представлять генподрядчику по его запросу копии имеющихся документов, на основании которых осуществлялось строительство, без взимания платы.

По второму блоку вопросов нацобъединение уже не первый год выступает за корректировку законодательства о закупках в строительстве. В первую очередь, по мнению НОСТРОЙ, необходимо обязать госзаказчиков авансировать строительные работы в размере не менее 20% от суммы контракта. Это позволит выполнить первый этап работ, не привлекая заемные средства, что снизит финансовые риски подрядчика. А при обсуждении вопроса повышения ответственности подрядчика за нарушение сроков строительства профсообщество выступает за выстраивание такой системы регулирования, при которой ответственность будет нести виновная сторона: ведь зачастую причиной возникновения ОНС становится именно задержка или полное приостановление финансирования со стороны заказчика. Также НОСТРОЙ предлагает законопроект, который сокращает срок приемки работ и срок оплаты выполненных работ заказчиком до 10 дней.

Цитата в тему:


Светлана Орлова, аудитор Счетной палаты РФ:

«Среди объектов незавершенного строительства, профинансированных из бюджетов разных уровней, слишком много школ и детских садов, поликлиник и больниц. Из-за того, что они не сдаются вовремя, в одних регионах дети вынуждены учиться во вторую и третью смены, в других — граждане не могут получить медицинскую помощь и т. д. Все это свидетельствует о недостаточном качестве управления государственными ресурсами

Цитата в тему:


Сергей Собянин, мэр Москвы:

«Наличие «долгостроя» не позволяет регионам вовлекать в оборот земельные участки, на которых расположены такие объекты, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии субъектов, а также создает угрозу для жизни и здоровья населения, если такие объекты не законсервированы»

Источник