Минэкономразвития назвало срок достижения Россией углеродной нейтральности

Москва. 6 октября. — Минэкономразвития в очередной раз переработало проект стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года, сократив количество возможных сценариев с 4-х в августовской версии до 2-х — инерционного и целевого (интенсивного), следует из документа, имеющегося в распоряжении «Интерфакса».

В конце сентября министерство разослало проект стратегии на согласование в заинтересованные ведомства.

Целевой сценарий стратегии в частности предусматривает достижение Россией углеродной нейтральности к 2060 году, а возможно и ранее.

«Достижение углеродной нейтральности предполагается к 2060 г., а с учетом структурных сдвигов в экономике возможно и ранее. Реализация сценария приведет в 2050 году к сокращению нетто-выбросов парниковых газов на 79% от уровня 2019 года и на 89% от уровня 1990 года», — говорится о целевом сценарии в проекте стратегии.

При этом в министерстве отмечают, что целевой (интенсивный) сценарий «рассматривает инструменты углеродного ценообразования в качестве дополнительно драйвера технологического обновления экономики».

«При выборе механизма ценового регулирования выбросов парниковых газов (система квотирования выбросов парниковых газов, внедрение нормативных требований по обязательному применению и стимулированию внедрения технологий с низкими показателями выбросов парниковых газов и высокими показателями энергоэффективности, корректировка НДПИ) применительно к наиболее неэффективным углеродоемким отраслям экономики будут учитываться результаты экспериментов по установление специального регулирования выбросов парниковых газов в отдельных субъектах РФ», — говорится в документе.

В Минэкономразвития также отмечают, что целевой сценарий разработан «исходя из предпосылок, что между странами-членами Парижского соглашения будут достигнуты договоренности, обеспечивающие использование механизмов Парижского соглашении».

В частности, речь идет о признание коллективной цели Парижского соглашения (углеродная нейтральность во 2-й половине 21 века); возможности каждой страны самостоятельно определять траекторию сокращений и национальный вклад в коллективную цель; технологической нейтральности мер: недискриминация результатов сокращений и поглощений (в т.ч. от проектов в атомной и гидроэлектроэнергии); взаимное признание необходимости совершенствования оценок поглощающей способности природных экосистем, включая леса; признании российской архитектуры климатического регулирования, включая таксономию и систему верификации результатов «зеленых» проектов.

«Для стимулирования технологического развития разрабатывается нормативная правовая база достижения целевых показателей выбросов парниковых газов в различных секторах экономики с учетом гармонизации данных показателей с международными аналогами. Производится перевод угольной генерации на низкоуглеродную парогазовую генерацию, безуглеродные АЭС, ГЭС и ВИЭ. Происходит активная цифровизация и электрификация всех отраслей экономики, в металлургии и химической промышленности внедряются водородные технологии. Растущий спрос на электроэнергию обеспечивается низкоуглеродной парогенерацией, а также безуглеродной генерацией АЭС, ГЭС и ВИЭ. Внедряются технологии улавливания и захоронения углерода», — перечисляют в министерстве некоторые механизмы по реализации интенсивного сценария.