МОСКВА, 3 июл — РИА Новости, Елена Попова. Российская экономика переориентируется на азиатский рынок: уже к осени в стране откроются индийские магазины одежды, станет больше китайских автомобилей, а вместо европейских стройматериалов появятся иранские. Как новые международные партнеры помогут справиться с западными санкциями — разбиралось РИА Новости.
Специи и благовония
Число антироссийских запретов уже перевалило за восемь тысяч. С рынка ушли 58 процентов западных компаний. Больше всего — британских, шведских и американских, свидетельствуют данные Йельской школы менеджмента. Эти фирмы занимались IT и коммуникациями, привозили товары выборочного спроса и массового потребления, обеспечивали потребности промышленности и энергетики.
Чтобы ослабить негативные последствия, правительство занялось переориентацией экономики. «Активизируются контакты российских деловых кругов с бизнес-сообществом стран БРИКС. Например, ведутся переговоры об открытии индийских сетевых магазинов в России», — заявил президент Владимир Путин.
В прошлом году товарооборот между Москвой и Дели стал рекордным — более 12 миллиардов долларов. «Традиционно Россия импортирует из Индии фармацевтическую продукцию, текстиль, патоку из сахарного тростника и ее производные, — говорит президент Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. — Что касается одежды, то первыми на российский рынок могут выйти такие бренды, как поставщик товаров для дома Maspar и модный бренд Killer Jeans».
Индийские предприниматели, добавляет он, в ближайшее время намерены заменить западных производителей одежды и товаров повседневного потребления.
Продавец платков на выставке-ярмарке «Товары из Индии» в Ледовом дворце Великого Новгорода
Например, в первых числах июля в Волгограде вместо итальянского Benetton откроется индийский дискаунтер Nagesh. Сеть уже работает в девяти крупных российских городах и пользуется спросом у покупателей. «Пока самые популярные товары — хна, индийский чай, специи, — перечисляет сотрудница магазина. — Но у нас большой ассортимент, начиная от сладостей и заканчивая сувенирами, парфюмерией, косметикой и одеждой».
В России может появиться индийская электроника, а также золотые украшения и бижутерия, предполагает председатель комитета Торгово-промышленной палаты по развитию потребительского рынка Александр Борисов.
Российский рынок, по его мнению, — один из самых открытых, поэтому проблем с выходом на него не будет. «Надо иметь желание, инвестиционные возможности и товар, — поясняет Борисов. — Нужно только изучить потребности рынка и постараться найти незанятые ниши».
Сделано в Китае
После введения антироссийских санкций сближение с Китаем выглядит логичным ходом для многих предпринимателей. За первые четыре месяца 2022-го товарооборот между странами вырос почти на 26 процентов в годовом исчислении и превысил 51 миллиард долларов. Россия экспортирует нефть, природный газ и уголь. Китай продает промышленное и специализированное оборудование, смартфоны, обувь и транспортные средства.
Продажа смартфонов Xiaomi
«В Китай поступает немало запросов из России по импорту режущих инструментов, горнодобывающего оборудования, комплектующих. Частники из КНР активно ищут выходы на российский рынок в самых различных сферах — от автомобильных запчастей до продуктов питания и бытовых чистящих средств», — рассказывает Манкевич.
Китайские государственные предприятия пока опасаются заходить на российский рынок из-за угрозы санкций. Но в стране есть компании, которые сами под ограничениями — именно они будут наиболее активны. «Так, на место Apple могут прийти ZTE, Xiaomi, BBK Electronics», — полагает аналитик.
Санкции серьезно ударили по автопрому. В апреле на несколько месяцев приостановил работу «АвтоВАЗ». Компенсировать нехватку легковых автомобилей и импортных запчастей опять же способны китайские компании.
При этом интерес россиян к брендам из КНР рос с прошлого года. Так, в июле 2021 года продали машин на 84 процента больше, чем в июле 2020-го. Спрос объясняется хорошим соотношением цены и качества, а также лучшей комплектацией по сравнению с японскими или немецкими производителями.
Автомобиль Chery
Теперь у КНР появилось еще одно преимущество: легально обслуживать европейские автомобили все сложнее из-за дефицита запчастей. Китайцы ограничений не вводили, их машины будут ремонтировать в официальных центрах. В июне компания Chery заявила о намерениях поставлять в Россию три модели бренда Omoda.
По словам Манкевича, Москва отвечает взаимностью — РАСПП помогает российским фирмам искать партнеров и организовывать поставки из Китая.
Товарищ по санкциям
Активизировалось сотрудничество и с Ираном. С начала года Путин несколько раз созванивался с президентом Сейедом Эбрахимом Раиси. «В прошлом году наш товарооборот вырос на 81 процент, а за первые месяцы текущего года — еще на 31 процент. Наши отношения носят действительно глубокий, стратегический характер», — сказал российский лидер.
Москва и Тегеран договорились ввести бартер для облегчения торговли: Иран будет импортировать сталь, а экспортировать автомобильные запчасти и газовые турбины. Часть иранских компаний уже подписала соответствующие контракты, сообщил министр торговли и промышленности Сейед Реза Фатеми Амин.
«У них сильная собственная промышленность. Там производят автомобильные комплектующие, нефтехимию, есть строительно-отделочные материалы, хотя и не в большом ассортименте. Иранские лекарства идут в Россию по линии Pfizer и Sanofi — продажи составляют порядка 82 миллионов долларов», — поясняет генеральный директор «РусИранЭкспо» Александр Шаров.
Помимо прямых соглашений с Москвой, Тегеран может стать транспортным хабом для импорта товаров в Россию из третьих стран. «Иран имеет выход к Индийскому океану, поэтому такая возможность есть, — отмечает эксперт. — Это сразу откроет путь к Индии, Пакистану, Саудовской Аравии, Катару и Бахрейну, Афганистану».
Понятно, что Иран не сможет заместить все ниши. Если говорить о линейке газовых турбин, уточняет Шаров, то у них есть изделия на 120-180 мегаватт, автозапчасти, керамогранит и керамическая плитка.
Глобальная переориентация
«Переориентация экономики идет полным ходом. Выстраиваются цепочки доверия с евразийскими лидерами, перенаправляются товарные потоки — это касается и энергоресурсов, и высокотехнологичной продукции. Эти процессы уже привели к ухудшению товарного баланса в самом ЕС», — говорит экономист Василий Колташов.
К странам БРИКС, считает он, могут подключиться и другие, например, африканские и латиноамериканские государства: «Меняется не только экономика России, а структура всей мировой торговли».
Тем не менее перестроить экономическую модель не так просто. Ситуация, в которой оказалась Россия, — беспрецедентна. «Из Евросоюза шло 53 процента импорта, и теперь их нужно полностью закрыть. Такого нигде и никогда не было», — подчеркивает политолог Сергей Марков.
Флаги стран — участниц БРИКС
По его словам, потоки импорта пока ограничены. «Так как доллар стоит в районе 50 рублей, а не 60 или 70, значит, больших контрактов нет, — продолжает эксперт. — Правительству нужно время, чтобы решить, что именно покупать в Китае, Индии или Иране, а что производить самим».
«Еще одна сложность — вторичные санкции. Сперва правительства должны договориться о сотрудничестве, затем российская компания находит на азиатском рынке необходимый товар, а после местная фирма получает гарантии защиты от западных ограничений. На эту бюрократию уйдут месяцы», — указывает Марков.
По его мнению, не стоит ожидать возвращения западных товаров в Россию: нужно рассчитывать на Азию, Восток и собственные силы.