Кадровая вакцина

Кирилл Зыков/ АГН «Москва»

Вернуть ли иностранцев на стройки?


В конце 2020 — начале 2021 года на российском рынке труда наблюдался отток иностранной рабочей силы (ИРС), связанный с введением весной прошлого года ограничений на въезд в страну. Так, по данным МВД РФ, Федерации мигрантов России и НИУ ВШЭ, недобор временных трудовых мигрантов на начало ноября 2020 года составил от 0,6 до 1,4 млн человек по всем отраслям экономики. При этом не менее 23% в структуре численности ИРС составляют представители строительных профессий.

В конце января текущего года Национальное объединения строителей (НОСТРОЙ) совместно с Единым ресурсом застройщиков (ЕРЗ.РФ) провели на этот счет самостоятельное исследование, с результатами которого «Стройгазета» ознакомилась одной из первых. Участниками опроса стали 450 представителей подрядных организаций (75%), застройщиков жилья (25%), технического заказчика (9%) из 57 регионов страны. Из них факт оттока ИРС подтвердили 46,5% респондентов, и половина опрошенных считают его существенным. Больше всего стройкомпании «потеряли» в пандемию разнорабочих (34,8%), штукатуров (27,5%), каменщиков (27,3%) и бетонщиков (26.2%). Вместе с тем 61,8% представителей стройбизнеса, принявших участие в исследовании, отметили еще и сокращение количества соискателей по строительным (рабочим) специальностям, из-за чего 38% из них столкнулись с серьезными трудностями при формировании строительных бригад.

Согласно результатам опроса НОСТРОЙ, сейчас более половины (56,2%) опрошенных формируют свои бригады в основном рабочими — гражданами РФ. Тогда как до весны 2020 года 43,8% респондентов опирались на рынок ИРС, и почти всем им в итоге пришлось искать трудовые ресурсы внутри страны. Это, естественно, отразилось на расходах организаций. Так, 34,8% опрошенных отметили, что затраты на фонд оплаты труда (ФОТ) увеличились от 5% до 20%. Для еще 9% рост составил от 20% до 40%. В почти каждой 20-й компании (4,3% респондентов) ФОТ «подрос» на 40-100% от ранее запланированных объемов в сметах и финансовых моделях.

В ходе проведенного НОСТРОЙ и ЕРЗ.РФ исследования участников также спросили, можно ли, по их мнению, полностью заместить иностранных граждан на стройках российскими рабочими и что для этого необходимо. В 90% случаях был ответ «да, можно». Необходимыми условиями респонденты назвали повышение зарплат рабочим, снижение финансовой нагрузки на работодателя по неналоговым платежам, а также улучшение условий труда и повышение безопасности на стройплощадках.

По мнению профессионального сообщества, в сложившейся ситуации необходимо обратить особое внимание на проблему изначального отсутствия на стройплощадках граждан России. В этой связи замещение труда мигрантов должно носить куда более системный характер. Поэтому по инициативе первого заместителя председателя правительства РФ Андрея Белоусова в настоящее время прорабатывается проект создания центра компетенций в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах (как пилотных, с последующим масштабированием на всю страну) в интересах целевой подготовки россиян по рабочим строительным профессиям. Проект предусматривает не только обучение наших граждан, исходя из реально существующей и потенциальной потребности в кадрах, но и мониторинг последующего трудоустройства.

Для обеспечения прозрачности и объективности процедуры оценки квалификации специалистов НОСТРОЙ уже разработал единую информационную платформу по сдаче профэкзамена на всей территории России. Платформа включает машинный контроль, элементы искусственного интеллекта, аудио- и видеозапись экзамена, которая хранится весь срок действия свидетельства о квалификации.

На сегодняшний день нацобъединением уже аттестован 61 центр оценки квалификации (ЦОК) в 32 городах страны. В августе 2020 года на базе Московского государственного строительного университета (МГСУ) был проведен первый экзамен для главных инженеров, которые включены в Национальный реестр специалистов (НРС) в строительстве.

Введение обязательной оценки квалификации для специалистов НРС улучшит ситуацию, но не решит проблему до конца. Ведь качество на объекте зависит не только от организатора строительства, но и от каждого занятого на стройке работника. Реального повышения безопасности и качества строительства можно достичь только тогда, когда на всех уровнях строительного производства будут специалисты с подтвержденной квалификацией.

В этой связи очень важно системное применение оценки квалификации рабочих кадров по инициативе работодателей, застройщиков и технических заказчиков, которые заинтересованы в качественном и безопасном продукте строительства. Такая практика уже активно применяется в крупных госкорпорациях, таких, как Росатом и РЖД. Первым среди частных застройщиков опыт проверки квалификации своих рабочих переняла Группа компаний «ФСК» («СГ» рассказывала подробно об этом в прошлом номере).

Таким образом, решить проблему кадрового дефицита в строительстве возможно путем привлечения российских специалистов, как с опытом работы, так и без него. Допуск к выполнению работ, от которых напрямую зависит качество и безопасность будущего объекта, должен осуществляться через процедуру подтверждения имеющейся (или вновь полученной) профессиональной квалификации, резюмируют в НОСТРОЙ.

Справочно:

Достаточный объем рабочей силы для текущих и планируемых масштабов строительства как на рынке жилья, так и по государственным и муниципальным контрактам, это проблема, которую необходимо оперативно решать. В настоящее время Минстрой России уже подготовил предложения для упрощенного въезда в Россию трудовых мигрантов для работы на стройплощадках. Согласованные с МВД РФ, Минтрудом России и Роспотребнадзором предложения направлены на рассмотрение в правительство. При этом кабмином ранее были приняты и собственные меры в этом направлении. Так, в октябре 2020 года стал возможен въезд на территорию страны для граждан Казахстана и Киргизии. А с 1 февраля 2021 года въехать в Россию могут граждане всех государств, входящих в ЕАЭС, однако такой въезд возможен только через Белоруссию и Армению. Действие данного распоряжения правительства касается тех, кто прибывает через аэропорты и только до 1 марта.

Источник