Экипаж машины боевой

Пресс-служба губернатора Волгоградской области

«Челябинский колхозник» после реставрации вернулся на Мамаев курган


В Волгоградской области отреставрирован объект культурного наследия (ОКН) федерального значения — легендарный танк Т-34 «Челябинский колхозник». В торжественной церемонии открытия приняли участие ветераны боевых действий, представители местной администрации и жители города-героя.

Реставрация легендарного Т-34 осуществлялась в рамках международной акции «Своих не бросаем», проводимой Фондом социальных проектов «Наследие». Работы выполнялись за счет средств Фонда при поддержке музея заповедника «Сталинградская битва» и Волгоградского регионального отделения «Российского военно-исторического общества».

Капитальные работы на этом ОКН не проводились с 1971 года: обновления требовала как сама боевая машина, так и постамент памятника. Реставрация началась летом прошлого года, а завершилась в феврале. Приглашенные специалисты очистили металлические поверхности танка, покрыли их специальной современной грунтовкой антикоррозийного типа, а затем покрасили в соответствии с принятым в Красной Армии цветом военной техники «4БО» (сейчас его называют «хаки»). Также были приведены в надлежащее состояние люк, бронеплита, надгусеничные полки, брызговики, задняя кормовая броня. Благоустроена и территория вокруг «Челябинского колхозника». А как только на улице потеплеет, реставраторы планируют заняться подсветкой памятника.

Кроме того, собрав данные о танке и его экипаже, сотрудники музея-заповедника «Сталинградская битва» открыли по соседству с ним тематическую экспозицию под открытым небом. В частности, исследователям удалось восстановить историю этой «тридцатьчетверки», которую изготовили на средства, собранные челябинцами в конце 1942 года. В Сталинград танк попал в начале 1943 года вместе с другими 54 «Челябинскими колхозниками». Боевую машину №18 выгрузили в Иловле и определили в 121-ю танковую бригаду 21-й армии под командованием генерала Ивана Чистякова. В ходе операции «Кольцо» Т-34 был поврежден на северо-западном склоне Мамаева кургана: он первым прорвался через минное поле к месту соединения советских войск 21-й и 62-й армий, что помогло окончательно разбить окруженную группировку гитлеровских войск. Один из советских солдат приварил к его башне стальные листы с описанием подвига танкистов. После Сталинграда боевая машина продолжила участвовать в сражениях, и только в 1944 году, когда танк исчерпал свой боевой ресурс, его решили не восстанавливать и привезли в город на Волге. И вот спустя семьдесят с лишним лет боевая машина прошла полную реконструкцию и вернулась на почетное боевое дежурство.

Что касается членов первого экипажа подбитого танка, то 18-летний Владимир Колмогоров, 20-летний Константин Семеновых и командир боевой машины 21-летний Николай Канунников погибли через пять месяцев после сражения под Сталинградом — во время Курской битвы. Пережил войну только 27-летний Николай Макурин. Сталинградцы разыскали ветерана, сообщив письмом, что его «Челябинский колхозник» так и стоит на северо-западном склоне Мамаева кургана, став местной достопримечательностью. Бывший механик-водитель Т-34 потом приезжал уже в Волгоград, чтобы почтить память своих боевых товарищей.

14 подбитых танков и самоходных машин противника на счету одного из «защитников» Сталинграда — Т-34 «Челябинский колхозник

Источник