Власти региона во второй раз отложили реализацию мусорной реформы

Власти региона во второй раз отложили реализацию реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) из-за несовершенства ранее разработанной региональной схемы по их вывозу и утилизации. Теперь по поручению врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева местное министерство жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в срочном порядке работает над созданием новой регсхемы. Обосновывая свое решение, исполняющий обязанности главы региона заявил, что «это сделано, чтобы исключить лишние начисления людям». «Сейчас наша задача — оперативно вернуть прежнюю систему вывоза ТКО, пока специалисты отточат все нюансы реформирования», — сказал Михаил Дегтярев.

Разъясняя свою позицию, он отметил, что поспешные шаги при реализации неработающей регсхемы могут привести к росту коммунальных платежей, и региональному правительству нужно время для «работы над ошибками». Дело в том, что при переходе на новую систему вывоза отходов управляющие компании (УК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) были обязаны исключить стоимость такой услуги из жилищных квитанций. Однако далеко не все УК и ТСЖ оказались готовы прозрачно и оперативно убрать расходы на вывоз ТКО из суммы средств, собираемых с жильцов многоквартирных домов (МКД). Также серьезной проблемой стал подбор бизнес-структур, готовых взять на себя обязанности регионального оператора — в особенности на севере края. Кроме того, в регионе на сегодняшний день функционирует всего шесть легальных точек, где аккумулируются ТКО: два полигона в Советско-Гаванском и имени Лазо районах, плюс два объекта по обезвреживанию отходов в Верхнебуреинском районе, а также по одному объекту обработки и обезвреживания отходов в Хабаровском районе и Комсомольске-на-Амуре. Одновременно более 80 объектов размещения ТКО являются несанкционированными.

Таким образом, внедряемая система обращения с ТКО уже на раннем этапе, в 2018 году, показала свои недочеты. Но за два последних года власти региона не смогли выработать работоспособную схему обращения с отходами. А единственными территориями, где удалось найти регоператора после неоднократных конкурсов, стали Хабаровск и район имени Лазо, но и там реформа начала пробуксовывать. Это произошло по ряду объективных и субъективных причин, многие из которых типичны в масштабе страны. Основные из них хорошо известны. Во-первых, действующие тарифы на вывоз мусора для населения, по сути, носят социальный характер, ими сложно заинтересовать бизнес. Но власти не могут пойти на их повышение, опасаясь роста социального недовольства. Также в крае не хватает цивилизованных мест складирования отходов и мощностей по их переработке. На строительство таких предприятий нет средств, а бизнес не спешит инвестировать в их создание. Вносит свои сложности и география региона, где достаточно разреженное население и большое количество удаленных населенных пунктов.

«Тема организации работы по обращению с ТКО очень волнует людей. Надо смотреть в будущее — еще посмотреть по зонированию территории края, пересчитать тариф», — поставил своим подчиненным задачу Михаил Дегтярев. Он не исключил, что даже если будет разработана новая, более совершенная регсхема, возможно, для северных территорий останется необходимость вернуться к государственному оператору. И если есть по закону хоть одна возможность использовать организационно-правовую форму, где государство будет контролировать этот процесс, то именно так и необходимо будет сделать.

Цитата в тему:


Михаил Дегтярев, врио губернатора Хабаровского края:

«Ни один частный оператор никогда не будет вывозить мусор с северных территорий региона. Здесь как в энергетике — без субсидирования в децентрализованной зоне люди не смогут оплачивать экономически обоснованный тариф»

Источник